Национальная стратегия доходов на 2024-2030 годы, которую подготовило Министерство финансов Украины, вызывает значительную обеспокоенность, поскольку документ готовился без привлечения общественности, бизнеса и аналитического сообщества и, как следствие, стратегия была разработана в очень сомнительном виде с однобоким освещением целого ряда критических для налогоплательщиков. вопросов.

1) Наделение фискалов полномочиями судебной и правоохранительной системы. Первый вопрос, который вызывает недоумение и неприятие – это предложение Министерства финансов Украины наделить налоговые и таможенные органы полномочиями, которые свойственны правоохранительным органам (оперативно-розыскная деятельность) и судебным органам (право выносить единоличное решение о взыскании долга и доступе к банковской тайне). Хотя мы соглашаемся с Министерством финансов Украины в оценке возможности правоохранительных и судебных органов, мы считаем ошибочным путь наделения фискальных органов дискреционными полномочиями следственных и судебных органов, поскольку сами фискальные органы по своей институциональной способности находятся на таком же, если не худшем, ненадежном уровне. и правоохранительные органы и судебная система Более того, предложение наделять фискальные органы полномочиями судов и следственных органов в стратегических документах до 2030-го года может сформировать в украинском обществе и среди наших западных партнеров впечатление, что руководство страны не планирует (не ожидает), что ситуация с способностью институтов верховенства права хоть как-то улучшится в течение следующих семи лет вплоть до вступления Украины в ЕС. Подобные предложения Министерства финансов Украины должны быть устранены из стратегических документов, как ошибочные и вредные.

2) Сужение использования упрощенной системы налогообложения. Общая система налогообложения базируется на дискреции и презумпции вины, то есть на общей системе налогообложения фискальные органы возлагают бремя доказывания на предпринимателей, а фискалам достаточно только предъявить обвинения, чтобы создать предприятию дополнительные расходы или даже заблокировать его деятельность. Презумпция вины в налоговом и таможенном администрировании противоречит международным практикам, общенациональному законодательству Украины (Налоговому и Таможенному кодексам) и служит одним из ключевых факторов подавления экономического развития. Только упрощенная система налогообложения не позволяет использовать те «рычаги влияния», которые фискалы активно используют по отношению к предпринимателям, работающим на общей системе налогообложения. В национальной стратегии доходов на 2024-2030 годы Министерство финансов предлагает сузить использование упрощенной системы налогообложения, аргументируя это потребностью ликвидировать схемы уклонения от налогообложения. В то же время, согласно целому ряду исследований, основное уклонение от налогообложения происходит именно из-за институциональной несостоятельности фискальных органов (налоговой и таможни), в то время как злоупотребления на упрощенной системе налогообложения имеют несравнимо меньший масштаб. Мы полностью поддерживаем необходимость устранения злоупотреблений с упрощенной налогооблагаемой системой, однако предлагаем Министерству финансов в первую очередь направить усилия на системное искоренение практики презумпции вины на общей системе налогообложения, чтобы уменьшить коррупционные риски и обременительность налогового администрирования при переходе на налоговую администрацию. Кроме этого, предлагаем Министерству финансов сделать главный акцент на перезагрузке фискальных органов, при содействии которых и происходит масштабное уклонение от налогообложения. И только после выполнения приоритетных по масштабу задач (искоренения практики презумпции вины и качественной перезагрузки, таможни, налоговой и Бюро экономической безопасности) ставить на повестку дня вопрос пересмотр использования упрощенной системы налогообложения, которая на сегодняшний день является единственным налоговым режимом, где в отношениях государство-плательщик налогов не нарушается презумпция невиновности налогоплательщика.

3) Расширение дискреционных возможностей для институционально слабых фискальных органов. Национальная стратегия доходов на 2024-2030 годы предлагает широкое поле дополнительных дискреционных возможностей для фискальных органов, которые в условиях нерабочих и ненадежных фундаментальных институтов (судебная и правоохранительная система) и сохранения, в основном, действующих налоговых органов с их корпоративной культурой, являются тождественным увеличению возможностей. Нацстратегию следует направить на изъятие из налоговых и таможенных практик чрезмерных дискреционных функций, а не наоборот.
 
4) Международные стандарты налогового учета. Национальная стратегия доходов на 2024-2030 годы уделяет большое внимание гармонизации со стандартами ЕС, а также активному применению IT-решений. Однако такой важный и высокоуровневый стратегический документ до 2030 года почему-то обходит вниманием базовый вопрос – несоответствие украинского налогового учета международным стандартам. Гармонизировать, в частности, обмен таможенной информацией, а также использование стандартизированного в ЕС первичного финансового документа как e-invoice невозможно без приведения украинского налогового учета в соответствие с международными стандартами учета. Предлагаем Министерству финансов Украины более тщательно проработать вопрос перевода украинского налогового учета в международные практики еще до момента вступления Украины в ЕС, что одновременно будет способствовать искоренению практики презумпции вины в налоговом и таможенном администрировании, поскольку международные практики налогового учета гораздо более дружественны по отношению к налогоплательщикам. по сравнению с национальными стандартами учета.

Учитывая изложенное, обращаемся с требованием пересмотреть Национальную стратегию доходов на 2024-2030 годы после публичных консультаций с бизнес-ассоциациями и общественностью.

Подробная информация ➡️ ссылка